Развиваем фонематические процессы у детей
Где звук?
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из картона (дерева, бумаги), разделенная на три части яркими линиями, фишка (любые 2 разных предмета: кружок или солнышко, например).
Описание игры. Взрослый называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. В данной игре дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак). Можно усложнить данную игру так:дети определяют место звука в слове и подбирают по цепочке на этот звук другое слово.
Кто больше?
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Взрослый показывает детям картину, например «Лес». После рассматривания картины взрослый предлагает рассказать, что собирают люди в лесу, зачем нужен лес. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с, ш ). За каждое слово дается фишка (какая - то приятная позитивная картинка). Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Горячкина Наталья Александровна, учитель - логопед детского сада "Дельфин" г. Нефтегорска