Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь – это движения языка, губ, челюсти, это дыхание, подача звука, работа мозга. А что же делать, если ребенок еще не говорит? Чтобы начать говорить, нужно научиться управлять движениями языка. А для этого надо научиться управлять движениями своего тела, научиться менять движения в ритме и в соответствии со сменой слов в песне или стихотворении.
На музыкальных занятиях в первой младшей группе «Пчелки» детского сада «Дельфин» ГБОУ СОШ № 3 г. Нефтегорска проводятся игры и упражнения, помогающие запустить речь у ребенка:
- Песенки-приветствия. Они учат фокусировать внимание ребенка, учат повторять за взрослым, управлять своими движениями.
Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп
Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ
Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх
Кругленькие щечки: плюх-плюх-плюх
- Пальчиковые игры с приемом «договаривания». Развивают мелкую моторику и желание говорить, повторять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
По дорожке побежали
И друг дружечку обняли.
- Дыхательные упражнения, которые учат ребенка правильно организовывать речевое дыхание. (Подуй на кулачок)
- Упражнения с массажным шариком су-джок на активизацию кровообращения, через воздействие на биологически активные точки.
Этот маленький дружок
Называется су-джок
Я его в руках катаю
Свои пальцы разминаю
- Проговаривание слов по слогам с прохлопыванием для прорабатывания слоговой структуры (Ма-ши-на).
- Артикуляционная гимнастика для язычка. Она необходима для тренировки движений языка, челюсти, губ.
Жил веселый язычок,
Язычок-червячок
Вот и он, смотри скорей
Он выходит через дверь
- Игры на звукоподражания (Как гудит машина: Би-Би-Би).
Занятия проходят очень увлекательно! Родители тоже могут включаться в совместную работу, ведь эти игры можно проводить дома, на прогулке, в поездке. Ежедневное выполнение простых и доступных детям упражнений, с которыми они уже научились в детском саду дадут свои положительные результаты.
Родионова Оксана Николаевна, музыкальный руководитель детского сада «Дельфин» г. Нефтегорска